Получение частот
Выбор частотного диапазона
Перед развертыванием любой радиосистемы, необходимо выбрать частотный диапазон, в котором она будет работать. Возможны различные варианты. Чаше всего охранные радиосистемы разворачивают в одном из трех диапазонов: CB, LB (33-48 МГц), VHF (146-174МГц) или UHF (440-470 МГц).
Проще всего разворачивать радиосистему в диапазоне СВ. В этом диапазоне решением ГКРЧ (протокол №170 от 30.12.88 ) для охранных систем выделены частоты 26,945 (мобильные объекты) и 26,960 (стационарные объекты) МГц. Для начала работы на этих частотах достаточно приобрести сертифицированное оборудование. Регистрация оборудования на этих частотах в местном органе Госсвязьнадзора не требуется (см. постановление правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 “О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ И ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ УСТРОЙСТВ”). При этом никто не гарантирует Вам, что на этих частотах кроме Вас никто другой не развернет какую-нибудь аналогичную охранную систему.
При выборе частотного диапазона необходимо также учитывать требование надёжного приёма сигналов с объектов. Известно, что радиосигналы с частотой выше 100 МГц, особенно в области 450 МГц, обладают хорошей проникающей способностью сквозь здания городской застройки. Кроме того, достоинства диапазона выше 100 МГц для городских условий состоят в том, что уровень индустриальных помех уменьшается с ростом частоты; распространение радиоволн, в основном, ограничено пределами города; уменьшаются габаритные размеры антенн.
Другим фактором, влияющим на выбор частотного диапазона, является цена. Чем выше частота, тем дороже оборудование.
Для работы в диапазонах LB (33-48 МГц), VHF (146-174МГц) или UHF (440-470 МГц) необходимо обратиться в органы ГКРЧ в Москве для получения конкретной частоты и только после этого можно приобретать оборудование и разворачивать систему. Разумеется, иметь свою частоту предпочтительнее, хотя проблемы борьбы с помехами и замираниями сигналов остаются одинаково актуальными для всех диапазонов частот.
Обратите внимание на правильное оформление заявочных документов!!!
Пакет документов для оформления заявочных документов на радиооборудование системы ОКО-3 | |
Письмо для органов лицензирования о порядке работы в диапазоне CB (частоты 26,945 и 26,960 МГц) |
Особенности работы в СВ диапазоне
В пользу СВ диапазона можно привести следующие аргументы:
-
нет нужды в получении разрешений для приобретения сертифицированного оборудования со стороны органов Госсвязьнадзора;
-
большая дальность связи (за пределами прямой видимости);
-
более дешевое центральное и абонентское оборудование.
Недостатками являются то, что на этих частотах могут работать несколько охранных систем; в промышленных городах наблюдается повышенный уровень индустриальных помех; в период высокой активности солнца отмечается дальнее прохождение радиоволн и повышение «фона». Правда опыт эксплуатации подобных систем показал, что работают они достаточно стабильно даже в таких условиях благодаря следующим факторам:
-
существует ограничения на максимальную мощность передатчика (не более 2 Вт).
-
в небольших городах маловероятно развертывание нескольких охранных систем на одной частоте с большим количеством абонентов.
-
вопреки распространенному мнению о помехах со стороны любительской радиостанций, это не соответствует действительности. Любители не работают на этих частотах (см. решение ГКРЧ, упомянутое выше), а влияние радиопомех от соседних каналов при работе в любом диапазоне частот определяется прежде всего качеством (избирательностью) радиоприемного тракта.
Проблема якобы громоздкости антенн в СВ-диапазоне также решаема. Например магнитная антенна «МАРТ-CB» производства объединения “ОКО” имеет размеры 420*250*15 мм. Поэтому работа охранной системы в СВ диапазоне может быть столь же эффективна, как и в диапазонах LB (33-48 МГц), VHF (136-174МГц), UHF (410-510 МГц).
Порядок получения частот
7 июля 2003 г. принят Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ, с 1 января 2004 Закон введен в действие.
Введение Закона, а также принятие Положения «О порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» и Положения «О порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот» существенно изменило нормативно-правовую базу использования радиочастот в Российской Федерации.
Все, кто планирует оказание услуг связи с использованием радиоэлектронных средств, обязательно приходят к необходимости уяснения и реализации применительно к своей компании следующих ключевых положений Закона:
- “Использование радиочастотного спектра – обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей»
- “Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов”
- “Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи по заключению радиочастотной службы на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц».
В соответствии с действующим законодательством потенциальный пользователь радиочастотным спектром должен получить:
- Разрешение Государственной комиссии по радиочастотам на выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- заключение экспертизы ФГУП «Главный радиочастотный центр»;
- разрешение Россвязи на использование радиочастот.
На этом пути необходимо пройти определенные этапы:
- провести со специалистами консультации по вопросам частотных назначений для построения системы связи;
- подготовить заявку в Государственную комиссию по радиочастотам;
- разработать проекты частотно-территориальных планов;
- подготовить пакет документов в ФГУП «Главный радиочастотный центр» на получение заключение экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами;
- обеспечить согласование радиочастотной заявки с заинтересованными министерствами и ведомствами;
- получить в оптимальные сроки положительное заключение экспертизы;
- подготовить заявление в Россвязь для получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
В определенных случаях право на использование радиочастотного спектра может быть предоставлено посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. При этом выделение и назначение радиочастот осуществляться как для радиоэлектронных средств, используемых для нужд обороны страны, президентской и правительственной связи, так и для радиоэлектронных средств, используемых другими министерствами, ведомствами и организациями, находящимися на радиочастотном обеспечении Минобороны России и ФСО России.